Михаил Крюков

Деловая переписка. Как писать не надо

Близкие люди знают, что больше всего я ненавижу, когда говорят не по делу. Худшее, что можно сделать — написать «привет, как дела?», хотя подразумевается продажа / предложение / вопрос / сотрудничество или еще что-то в этом роде.

Я всегда отвечаю развернуто на подобные вопросы, так как подразумеваю, что собеседник адекватный и не пишет пустых слов. Но когда после «Как дела» вставляют «У меня есть предложение о сотрудничестве…» я понимаю, что потратил время впустую, а человеку на самом деле плевать как у меня дела. Тогда спрашивается, зачем он это писал? Раньше я уже высказывался вкратце об этом в посте.

Примерно так мне пишут все знакомые:

Деловая переписка. Как писать не надо
В первом сообщении сразу раскрывается суть вопроса. А «как дела» уместен, так как я действительно изучаю программирование.

Правила деловой переписки это фундамент делового общения. Если начать неправильно, то можно вызвать гнев, слить сделку, испортить репутацию, создать ужасное коммерческое предложение и еще много чего. Даже спамить можно так, чтобы хотелось прочитать.

Неграмотность заметна с первого сообщения

Деловая переписка. Как писать не надо
Пост вдохновлен вот этим чудом, которое пришло сегодня в личку.

Девушка хотела поделиться идеей умного потребления и что-то сделать: продать, предложить сотрудничество, пропиарить или еще что. Я так и не понял что именно. Но в итоге только раздражала своей бестактностью и непрофессионализмом.

Более того, в голосовом сообщении она сказала, что есть еще много информации по этой идее. Но раз я не открыт для предложений, то делиться деталями не будет. Бред? Да. И вы не представляете насколько много людей не могут внятно сформулировать и донести мысль, идею или предложение до адресата.

Давайте разберем детали.

Что написали / сказали Как я понял
Незнакомец пишет «привет» или «привет, как дела» и молчит, ожидая реакции. Какой-то очередной спамер, не может сформулировать свое предложение и хочет потратить мое время.
Присылает голосовое сообщение с шумом на фоне. Не уважает собеседника. Текст всегда удобнее и нагляднее аудио или видео.
Пишет или говорит, что «случайно заметила Ваш профиль в паблике по ***». Типичное клише спамера. Ситуация ухудшается, если тебя действительно нет ни в одном паблике по ***.
Пытается обработать возражения и применяет манипулятивные техники. Когда продавец пытается впарить товар — это всегда хорошо слышно. Хороший продавец сначала интересуется тем, а нужен ли он тебе и не пытается пудрить мозг. Лучший продавец изучает аудиторию и сразу приходит к тем, кому товар действительно нужен.

Куда слать таких экспертов? Либо в черный список, либо за покупкой книги Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Новые правила деловой переписки».

Если вести диалог подобным образом, то от провала не спасет ничего. Даже если вы редкий профессионал, а идея на миллион.

3 базовых правила деловой переписки

  1. Не тратить время и внимание собеседника. Это значит, что нужно называть письмо, если есть техническая возможность. Главную суть писать в первом абзаце, изъясняться просто и емко. Если есть сложные вещи — разжевать каждую по отдельности. Если есть вспомогательные материалы — приложить к письму.
  2. Быть вежливым и писать в спокойном тоне. Это значит писать без панибратства, не пытаться манипулировать плохими скриптами продаж, не лицемерить и соблюдать рамки приличия.
  3. Не якать. Поменьше слов «я», «мне», «у нас» и т. п. В последнюю очередь адресата сообщения интересует то, как у вас дела, какие проекты, идеи или мысли. Интересует лишь то, какую пользу вы можете принести для него самого.

Так что прежде чем отправлять сообщение кому бы то ни было — проверьте текст на соответствие базовым правилам. Это элементарные вещи, но большинство им не следует, а стоило бы.

Поддержи ₽ или $, это лучший способ сказать «спасибо».

Подпишись на канал, чтобы не пропустить посты.

Почитать ещё: